Ум читтаматры делится на восемь уровней сознания.
Первые шесть уровней — это «корни», осознание чувств, то есть видение, слух, дегустация, обоняние, прикосновение и мышление. Эти сознания включают в себя отдельные органы, объекты чувств и сами чувства, пишет авторское агентство Jaaj.Club. Например, глаз — объект зрения — зрение или — мозг — мысли — мыслительный процесс. Эти шесть способностей создают тело-разум, который рождается и умирает, — индивидуальное сознание. Кроме того, есть 2 более высоких уровня сознания, которые не исчезают со смертью.
Уровень 7 Разума — сознание манас , иначе известное как сознание Клиса . Это прямое осознание, которое проявляет непрерывный опыт в соответствии с причинно-следственным законом , кармой , который, однако, через привычные наклонности и загрязнения создает впечатление непрерывного дуалистического восприятия мира и его отдельной идентичности.
Восьмой уровень Разума — это Алайавидна, универсальная основа для других уровней сознания. Это журнал всех событий, место, где собраны все модели деятельности, привычек, личностей и осквернений. Уровень, благодаря которому развивается карма, переживаемая индивидуально или вместе.
Алайявиджана, однако, согласно учению Читтаматры, может быть очищена от всех привычных склонностей и загрязнений. Тогда полностью обнаруженным будет «самоосознающий и самосветящийся Разум, свободный от опыта и переживания дуальности», в разговорной речи называемый природой ума, а также природой реальности.
Смысл этого «субъектно-объектного дуализма» создается кармой, охватывающей эту природу, индивидуально собранной в соответствии с причинно-следственным законом , кармой , привычными наклонностями и загрязнениями. Это грубые уровни сознания, которые полностью исчезают в процессе смерти. Однако самые тонкие продолжают перевоплощаться , позволяя им вернуться к своей обычной силе в бардо и в следующем пробуждении. Буддийские тексты приравнивают грубые уровни сознания к океанским волнам, самым тонким до глубины, и «самоосознающему и самосветящемуся Уму, свободному от опыта и испытывающего дуальность», к воде океана. Отдельные волны появляются и исчезают, иногда падая в глубины, а иногда их можно отделить (смерть, бардо и последующее пробуждение), но они все время остаются частью воды океана.
Васубандху : «Непрерывное движение, подобное импульсу водопада: семя вызывает текущее действие, текущее действие формирует семя, треугольник закрывается, причина и следствие едины!»