Промышленное оборудование – вещь весьма дорогостоящая, зачастую приобретаемая в собственность на деньги инвесторов или кредиторов, а потому совершенно понятно желание покупателей добиться экономии, приобретая в собственность ту или иную технику.
В конце концов, потраченные деньги придется в любом случае возвращать, даже если он были своими собственными. Иначе не имело смысл затевать бизнес. В США в металлургической отрасли существует негласное правило, согласно которому любое технологическое оборудование должно окупать в срок никак не меньший 2-х лет. От этого правила отступают, конечно же, сплошь и рядом. Но никто не даст денег под проект, окупаемость которого заведомо превышает 3-4 года.
В России сроки другие, да и от отрасли к отрасли они существенно меняются. Но если говорить о секторе производства металлической черепицы, профилированного настила или сэндвич панелей, то здесь предельные сроки окупаемости, при заявлении которых с вами вообще станут разговаривать инвесторы, существенно ниже. Сам по себе станок для профнастила, если его сравнивать с оборудованием для горячего проката, стоит сущие копейки, однако, и 15-30 миллионов рублей, в которые «выйдет» оснащение завода по изготовлению сэндвич панелей «на дорого не валяются». Существует масса советов и рекомендаций по экономии на промышленной технике, но, честно говоря, не многие из них работают в реальных условиях.
Как же можно действительно сэкономить на покупке промышленного оборудования?
Сразу оговоримся, что ниже представлены весьма специфичные и довольно необычные (на первый взгляд) решения. Но они прошли проверку на работоспособность на практике, хоть не всегда в металлургической области: предоплата поставки промышленного оборудования. Практически всякое предприятие работает в условиях текущего недостатка денежных средств, при этом, будучи весьма загруженным заказами, а потому не способное «здесь и сейчас» получить «живые деньги» за счет взятия нового заказа. Конечно, речь не идет о перманентно простаивающих предприятиях. К тому же у каждого завода есть какой-то запас неликвидной продукции (если он не работает исключительно под заказ). Разумно подать заявку на производство требуемого оборудования в ближайшем будущем (но не в течение 2-3-х месяцев, а через полгода—год), требуя предоставления скидки в 5-7%.
На предоставление большей скидки едва ли приходится рассчитывать (нужно учитывать еще инфляцию, в этом секторе экономике, т.е. средние 6% по стране рассматривать нельзя). Такой способ экономии широко практикуется во многих отраслях, например, при закупке угля, бензина, газа, расходных материалов. Деньги, разумеется, выплачивать сразу. Недостатки – высокие риски отказа предприятия в будущем выполнять заказ, по принципу «танки ваши плохие, а тушенку мы уже съели», поэтому способ работает только когда у покупателя и продавца есть взаимные интересы (продолжение отношений), а репутация продавца на рынке весьма высока;
заключение договора на приобретение не только промышленного оборудования, но и комплекса услуг по его настройке и обслуживанию, включая первоначальную наладку и обучение персонала предприятия—покупателя работе на станках. Также многие заводы имеют дочерние компании по перевозкам готовой продукции и сырья (что, впрочем, нам совершенно не интересно). Нас интересует возможность приобретения услуг по доставке купленного оборудования силами дочерней компании поставщика. Может быть и обратная ситуация, когда перевозчик имеется у покупателя, а у продавца – нет. В таком случае рационально избавить поставщика от всех перевозочных процессов, взяв их на себя, экономя на таких обычно спорных для сторон договора/купли продажи моментах, как страхование, переход права собственности и рисков, проведение погрузо-разгрузочных и перегрузочных работ. Наконец, договор купли/продажи может дополняться соглашением о поставках запасных частей к приобретаемой технике. На этом также удастся сэкономить, правда, возможна и обратная ситуаций, когда покупать все в одном месте будет накладнее, чем «раскидать» по нескольким контрагентам;
организовать торги. Несмотря на всю древность и распространенность этого способа, им пользуются не так часто. И это при том, что современное развитие Интернета и средств связи позволяет искать поставщиков не только в своем собственном регионе. Их список не ограничивается даже страной.
Помимо указанных, нетрадиционных (а потому имеющих шанс на успех) методов, существует еще и ряд рискованных шагов, сулящих гораздо большую экономию, но и большие риски не преуспеть:
попытка найти компанию, которая бы специализировалась на выпуске узкого перечня оборудования, например, только на выпуске станков для производства металлочерепицы и профнастила. Как правило, такие предприятия, во-первых, имеют меньшие собственные затраты на выпуск продукции (более низкие постоянные издержки), во-вторых, не так много заказов, чтобы бесконечно повышать цену на свои товары. С другой стороны, достигаемая выгода может обнулиться, если такой производитель обнаружится на другом конце страны;
приобрести неликвидный товар. Здесь так же есть свои ограничения, связанный с тем, что нелеквидная продукция – это товары, которые не нужны, а не нужны они бывают в секторе b2b потому, что не могут принести никакой выгоды;
заключить договор купли/продажи или поставки во время «мертвого сезона», когда спроса на продукцию данного предприятия нет;
«продавливать» свои интересы на переговорах, что редко завершается успешно подписанным договором.
К откровенно противозаконным способам снижения стоимости приобретаемого оборудования можно отнести:
подкуп должностного лица (представителя) поставщика;
использование инсайдерской информации для шантажа или давления на производителя.
Мы настоятельно рекомендуем не прибегать к последним способам. Во-первых, это чревато уголовным преследованием. Во-вторых, нельзя никогда с уверенностью говорить о том, что они будут эффективны. На любое действие возникает равное по величине и обратное по направлению противодействие.
Карьер Эверест предлагает самые разнообразные сыпучие материалы с доставкой по самым низким ценам в Краснодарском Крае.